Взгляд из прошлого…

Взгляд из прошлого на современность
Сергий Чернец
Взгляд из прошлого на современность (переложение).

Как сказал один известный писатель прошлого: «В существующей жизни – положение людей безнравственное и в высшей степени вредное для здоровья всех». Хоть это было сказано давно, столетия два назад, но это напрямую относится и к нашему времени. «И нужно прекратить такое положение вещей» — говорил тот же писатель.
Сегодня понимают это многие. Но одного понятия и воли только некоторых разрозненных человек недостаточно, чтобы изменить что-нибудь. И далее, по тому же, как видел это тот же писатель прошлого:
«Если физическую и нравственную нечистоту прогнать с одного места, то она найдет другое; и только ждать, когда эта нечистота людская сама «выветрится» — тоже не дело… Каждый человек чрезвычайно любит ум и честность. Но чтобы устроить около себя жизнь умную и честную, — не у всякого хватает характера и веры в свои права в этом обществе. Права – они есть, но чаще на бумаге.
А потому, люди не умеют приказывать, запрещать, настаивать на своем, всегда предполагая присутствие тайной силы (некоей мафии), которая может и наказать излишнюю инициативу. Любое резкое движение может «отрыгнуться», как отрыгивает ребенок кашу иногда.
И народ к властям и начальствам обращается, не употребляя повелительного наклонения. А по идее, в законности, — те же правители разного уровня являются слугами народа. Сказать «дай» или «принеси» — людям трудно. И они заискивающим тоном, когда им что-то нужно, говорят: «как бы нам это…» или «как бы нам получить…».
Решительно сказать различным «смотрителям», посредникам и бюрократам, чтобы они перестали красть, или прогнать их, или совсем упразднить ненужные паразитные должности, — для народа совершенно не под силу».
Между тем, народ ведь не глуп и всё видит и разумеет. Однако с течением времени, энтузиазм «перемен», с момента перестройки, как не прижился сразу – то и наскучил своим однообразием и очевидной бесполезностью:
ибо говорение и говорение, без дел от всего энтузиазма и осталось. Производить революционные изменения серьёзно и до конца нет никакой возможности. Всякие такие изменения непременно потонут в бумажной бюрократической «болотине».
Изменять и развивать общество по правилам науки тоже нельзя. Потому что правил (бумаг) есть множество, а науки о будущем общественном устройстве – нет!
Хорошо, что из тупика-утопии вышли (из коммунизма). Но куда пришли? – назад к капитализму (?). И развиваем что? – тот же капитализм, которому «в обед 200 лет»?

Если же оставить философию и всякую бумажную педантичность (творчество новых законов, договора, думские решения) – то тогда, очевидно, что прежде всего нужна чистка, очищение от всякой наросшей на законы «болотной тины». Нужна «вентиляция», а не новая «грязь» новых законов, договоров, актов и прочей «нечистоты». Это сродни Ленинскому призыву: «мы старый мир разрушим – до основания, а затем, мы… новый мир построим, кто был никем, тот станет всем…»
А пока мнение властей центральных (думы, там, и других) почти так можно определить: да к чему мешать людям умирать, если смерть – это есть нормальный и законный конец каждого человека (?). Что из того, если какой-нибудь торгаш или чиновник проживет лишних пять, десять лет? Зачем облегчать страдания народа и человека? – так думает дума, власть.
Во-первых, говорят и существует распространенное мнение, что страдания ведут человека к совершенству.
И во-вторых, если человечество в самом деле научится облегчать свои страдания, — то оно совершенно забросит всякую религию и модную философию страданий, в которых оно до сих пор находит смысл, — и защиту от всяких бед, и даже счастье через страдания.
Ведь даже Пушкин много страдал и потому сделал много талантливого. А бедняжка Генрих Гейне несколько лет лежал в параличе. Все великие и все святые прошли через страдания – прямо в Рай, в Царство Небесное. Так почему же не пострадать какому-нибудь Иванову, Петрову или Сидорову, жизнь которых совершенно пуста и похожа на жизнь беспозвоночной амебы, если бы у них не было горестей и страданий, с которыми они борются! А пристальнее взглянуть: вся жизнь, — это поесть и поспать, подзаработать опять же для чего (?), — чтобы опять поесть и поспать. Только беды, горести и несчастья выбивают человека из этой колеи. Тогда выходит – несчастья полезны?
Жизнь нашего среднего обывателя проходит примерно так:
«1Обыкновенно встает он утром, одевается и пьет чай или кофе. (Как большинством принято: нужно иметь теперь высшее образование, к чему и стремится молодежь, а более всего их родители (знания же, какие получит их отпрыск, с получением диплома, не суть важны: пусть он учится на юриста – будет торгашом)).
2На работе, куда устремляется «обыватель», все проходит своим чередом. В коридорах офисов ждут посетители. Мимо них, стуча каблуками, снуют секретарши. Каблуки – это неотъемлемая их черта. Ежедневное однообразие будней, и вообще, для людей впечатлительных, — обстановка на работе бывает мучительна, но что поделаешь, так всегда и было. Люди ждут выходных, чтобы отвлечься от работы, каждый в своем хобби.
И уже во многих учреждениях в углах стоят образа, висят иконы. Верующими люди могут и не быть, но религиозность нынче в моде. Работы всегда много для обывателя, а времени всегда мало и это закономерность всегдашняя. И человек, поэтому ограничивается только минимальным возможным…

Такой взгляд в нашем переложении получился. Так посмотрел на сегодняшний день писатель из прошлого. И мы наверное с ним согласимся.
Как жаль, как глубоко жаль, что в нашей стране уменьшается количество людей, которые бы имели умные головы – «утечка умов», уезжают люди из нашего «болота». А оставшаяся интеллигенция не возвышается над пошлостью; уровень ее развития нисколько не выше, чем у низшего сословия. Единицы – как только исключения из правила: «Каков народ – таковы его правящие умы».
Когда вновь вернулось общество к строю капиталистической России 1913 года, как следствие – начали появляться сословия.
Как бы старательно не избавлялись коммунисты от классового деления общества, но вновь вернулся народ к кастовому делению, как в Индии. Сегодня уже слесарь из села не сможет подняться до министра, как это сделал Черномырдин при СССР. Образование получить сегодня нужны деньги, а у слесаря их нет и не предвидится.
А что относительно ума можно сказать. Каждый человек, более-менее мыслящий, знает, — что на этом свете всё вокруг незначительно и неинтересно, кроме высших духовных проявлений человеческого разума. Разум и проводит резкую грань между животными и человеком. Разум говорит о Божественном происхождении человека, если он чувствует свою душу, которая иногда руководит им (разумом) противореча ему. И вот это чувственное душевное ощущение – заменяет человеку бессмертие, которого может быть и нет, но о котором свидетельствует душа. Сама душа – этакое неопределенное эфемерное понятие.
И жаль, что мы видим все большее и большее уменьшение ума-разума вокруг. Сегодня в уме (разуме) многие видят лишь источник наслаждения. Как в пример: виртуальная реальность – источник наслаждения ума, телесно же человек остается сидящим на стуле и голодным. Уже и книги сегодня виртуальные. Еще чего желать? – осталось только секса виртуального и человечество вымрет потихоньку!
Приходится с сожалением вспоминать, как жилось человеку прежде здорово (!), весело и интересно. Какая была раньше умная интеллигенция, давшая миру целую плеяду ученых, поэтов и искусства. Как высоко раньше ставились понятия о чести и дружбе.
Сегодня все пропало, нельзя доверять никому. Раньше давали деньги взаймы без расписок и векселей. И считалось позором не протянуть руку помощи нуждающемуся товарищу.
Нами часто вспоминаются умные люди, их мысли в их трудах и книгах. Но наше прекрасное образование уже теряется под прессом глобальной «кнопочкодавилки» — компьютеризации, которая не требует большого ума, а размышление и вовсе не нужно: нажатием кнопочки найдем все выводы из всех теорем и ответы на все умные задачи.
Конечно, ум (разум) тоже не вечен и преходящ. И жизнь теперь (сегодня), кажется человеку как досадная ловушка. Когда мыслящий человек достигает возмужалости и приходит в зрелое сознание, то он невольно почувствует себя в как бы ловушке, из которой нет выхода, выход один – смерть.
В самом деле, думает он, — против его воли (у него никто не спросил), какой-то случайностью встречи двух клеток, вызван человек из небытия к жизни… Зачем? Человек хочет узнать смысл и цель своего существования. Но ему не говорят (наука не знает ответов, она только ставит вопросы) или говорят нелепости (религии придумывают перерождение, нирвану, мифический Рай или город Ассов, Шамбалу). Человек стучится, — а ему не отворяют. И к человеку приходит смерть, — тоже против его воли. Се ля ви, как говорят французы.
И вот поэтому, как в тюрьме, в системе принудительного общения, люди связанные общим несчастьем, чувствуют себя легче когда объединяются, сходятся вместе. Так и в жизни объединяются единомышленники в круг (по-гречески – циркус), в Церковь. И тут они находят уму своему наслаждение и проводят время в обмене гордых и «свободных» идей.
«Мечты мечты, где ваша сладость» — сказал пророчески поэт. Когда концом творения является смерть, — нет причины верить в бессмертие, не имеется оснований для такой веры.
«Однако в какой глуши приходится жить сегодня человеку!? Досаднее всего, что в этой глуши и умирать придется, ничего не смогая изменить». – Такой пессимистический взгляд сформирован был еще в 19 веке (Кафка с его «Чумой» в 20-ом). И ничего не изменилось. Всегда кажется, по местам, будто, вот, уже начались подвижки к улучшению жизни. Вот, уже можно взглянуть и оптимистически, с надеждой. Но радоваться рано оказывается. Не все зависит от человека и от людей.
Религия мечтала во все времена. И толкования ее различны. Толкования бывают в трех ракурсах, в трех видах. Наука Кабаллистика пользуется этим с древних времен. 1)Текст священного «Писания» толкуется впрямую: рассказ исторический приурочивается ко времени и к тому месту о котором повествуется – это первый ракурс. 2)И тот же текст Писания толкуется применительно к будущему времени или наоборот к прошлому времени. В этом случае значения слов меняются. Видятся знаки, значения которых толкуются произвольно. 3)И еще раз тот же текст того же Писания толкуется к жизни одного человека, к жизни народа или к жизни всей человеческой цивилизации.
Во всех толкованиях много мистики, и этим пользуются магия и секты. Появились толкования многочисленные и на тексты Библейские. Особенно толкуют Апокалипсис: «Выйдет конь белый и всадник на нем, несущий смерть». «Выйдет конь красный… несущий войну и кровь».

Человеку свойственно было мечтать и фантазировать. Глядя на большое, на природу Земли, — за общим и целым видел человеческий ум малые частности. А за небольшими и частными знаками – видел разум человеческий большие вещи. Такова склонность всякого таланта и гения.
Фантазии ума (разума) придавали явлениям природы различные несвойственные значения. И так возникали религии. Когда гора дымилась и вулкан грохотал, — виделся человеку бог горы и слышался гнев божий. Боги гневались за действия человека… — так думали люди. Человеку свойственно переносить окружающие явления на свою жизнь – отсюда родилась всякая религия и магия в том числе.
Гениальные люди, которым верит весь свет, тоже видели в магии и религии призраки спасения рода человеческого, ища в них смысл жизни. Практически все люди были верующие одной из религий.
Ученые из психологов говорят сегодня, что гений – сродни безумию, умопомешательству. Здоровы и нормальны бывают только заурядные, стандартные люди. Соображения, — что наш век нервный, что народ переутомляется от повышенной скорости информации, и что человечество ждет вырождение… и тому подобное – серьезно волнуют только тех людей, которые видят цель жизни в настоящем. Те люди, кто желает человечеству блага сегодня, желает благоустройства и процветания, не ищет высоких целей – это те же «стадные» люди, и это не гении.
Римляне говорили: здоровый дух в здоровом теле. И давали народу: хлеба и зрелищ. Цивилизация Римская закончилась и погибла, кончились (скончались) другие похожие цивилизации: Вавилонская, Египетская, Майя и Инков. Значит не все то правда, что говорили римляне и греки. Занятное выражение появилось при советской власти: «шкурные интересы». «Своя рубашка ближе к телу» — так примерно. И все цивилизации, которыми двигали такие «шкурные интересы» закончили плачевно. Они думали только о себе, о своем народе, а глобальными масштабами мыслить никто до сих пор так и не научился.
И гении не могли додуматься? Чем они отличаются, что их так возвышают. Повышенное настроение, возбуждение, экстаз – все то, что отличает пророков, поэтов, мучеников за идею от обыкновенных людей, — бывает противно животной стороне человека. Цель человечества не должна ограничиваться «шкурными интересами». Не стоит потакать вкусам «толпы» хлеба и зрелищ всегда хочет животная сторона людей.
Но существуют высокие цели в воображении людей. А воображение это есть часть природы, — значит, цели великие существуют в природе.
Мыслится так: Человечество – избранник Божий среди всей жизни на Земле. Человек служит вечной правде, его мысли, намерения, его удивительная наука и вся его жизнь носят на себе божественную, небесную печать. Люди посвящены разумному и прекрасному, то есть тому – что вечно.
Но обывателям разве доступна и нужна эта вечная правда, если нет вечной жизни? А все-таки Вечная жизнь есть! В это надо верить и к этому надо стремиться!
Всех людей ожидает великая и блестящая будущность. И чем больше на земле людей одержимых, идейных и гениальных – тем скорее осуществится это будущее. Надо понять и воспитывать в людях веру: что Человек должен служить высшему началу! Надо жить сознательно и свободно, зная свою высокую цель.
Развиваясь медленным естественным порядком, человечество долго еще будет ждать конца своей земной истории. Но гении и идейномыслящие люди на несколько тысяч лет раньше приведут всех в царство вечной правды. Вот в этом и состоит всякое «благословение Божие», которое есть на людях.
И все же, остается неясным самый важный вопрос для человека: «А какая цель Вечной жизни?» — что, якобы дальше… Цель не в поиске самой цели и не в поисках различных смыслов. Вселенная бесконечна, факт! Истинная цель в познавании беспредельных сущностей знания материи.
А вечная жизнь, к которой устремилась наука медицина, не лишена будет радостей, не останется однообразной. В вечной жизни представятся бесчисленные и неисчерпаемые источники для познавания. И в этом смысле сказано в одном Писании, в Библии: в дому Отца Моего обителей много суть (великое множество)!
В этом переложении писателя из прошлого отвечено на многие вопросы, вроде бы и цели человеку поставлены, цели обществу ясны. Но как во всякой философии возникает множество вопросов, так и во взглядах писателя, хотя бы из прошлого, вопросы все-таки наверное есть. И главный такой вопрос задаст себе всякий обыватель, вопрос поставленный в название романа русского писателя: вопрос «Что делать». И этот вопрос остается каждому человеку краеугольным камнем. Если ты понял то ты знаешь ответ, а если еще непонятно «что делать» — тогда прозябаем в виде животного и погибнем как всякий зверь, обратившись в прах земли.
Сергий Чернец.

Оставить комментарий